Масштабируем бизнес во франчайзинговые сети для увеличения чистой прибыли

Как выбрать правильную франшизу?

13.12.2016

И вот настал момент, когда вы, взвесив все «за» и «против», пришли к выводу, что франчайзинг это для вас, определились с отраслью и размером инвестиций. И сразу новый вопрос – какую франшизу купить и как понять хороша ли она? Безусловно, есть ряд основных критериев, по которым можно определить качественность франшизы. Их и рассмотрим.

Длительность работы франчайзера

Этот пункт важен в первую очередь. В какой-то степени, он поможет отличить настоящую франшизу от псевдофраншизы. Опыт работы компании франчайзера до начала его франчайзинговой деятельности должен составлять минимум 5 лет, а лучше больше. За это время предприниматель пройдет все ошибки, набьет все шишки и в итоге получится очень хороший продукт. Вот тогда можно начинать тиражировать его через систему франчайзинга.

По этому параметру отличить псевдофраншизу легко – на рынке компания существует короткий срок 6 мес.-1 год. Они появляются только для того, чтобы заработать на своих франчайзи определенную сумму денег путем выплаты им, например, паушального взноса, не заботясь о сопровождении и выгоде партнера. 

Наличие собственных точек

Для того, чтобы успешно развивать франчайзинговую сеть, франчайзеру необходим опыт тиражирования, администрирования и руководства удаленных объектов. Для этого компании, скорее, понадобится отдел, который будет работать именно в этом направлении. Такая структура поможет компании гораздо легче оказывать поддержку и сопровождение будущим франчайзи. Поэтому наличие собственных филиалов, магазинов, ресторанов в разных городах будет плюсом при выборе франшизы

Наличие франчайзинговых точек

Это говорит о том, что компания-франчайзер стремится к развитию своей партнерской сети и имеет отлаженную систему ее поддержки и сопровождения. Стоит обратить внимание на год начала продажи франшизы, количество точек по отношению к сегодняшнему времени и периодичность их открытия. Большие временные разрывы между открытиями, малое количество франчайзи за длительный период могут вас насторожить, но не делайте скоропалительных выводов, узнайте у франчайзера причину, это может быть специфика бизнеса. Конечно, ничего нет страшного если вы стали первым франчайзи компании, ведь все когда-то начинают. Но при этом ваш франчайзер должен соответствовать другим критериям.

Наличие обязательных платежей

Именно наличие. В обязательные платежи входит паушальный взнос и роялти. Маркетинговый и рекламный платеж сейчас можно встретить редко, некоторые компании эту статью закладывают в роялти. Ни один уважающий свой труд, потраченные деньги и время предприниматель, не передаст вам свои наработки бесплатно. Франчайзинг, это партнерское сотрудничество, построенное на коммерческих условиях и взаимной финансовой выгоде. Вы покупаете право работать и зарабатывать на этом деньги. Если же вам предлагают франшизу практически бесплатно, это скорей всего дилерство, т.е. торговля товаром предлагаемым головным партнером. Также в этом варианте есть возможность встретиться с псевдофраншизой.

Их обоснованная наполняемость

Безусловно, обязательные платежи должны быть аргументированы. Паушальный взнос составляет примерно 9-11% от общих инвестиций, роялти 3-7% от оборота или же это фиксированная плата.

Что в основном входит в паушальный взнос – бизнес-бук (регламент организации деятельности), бренд-бук (правила построения и использования элементов фирменного стиля) управление и обучение персонала, методики продаж, рецептуры и технологии, все формы учета, отчетностей, инструкции и т.д. Наполнение зависит от специфики деятельности.

Роялти – это ежемесячный платеж, за использование патента, авторского права, того, что принадлежит компании-франчайзеру. Например, это право работать под брендом, который является зарегистрированной торговой маркой.

Интеллектуальные наработки

Интеллектуальные наработки, это суть франчайзинга. Ведь франчайзинг, это не продажа готового бизнеса, это передача партнеру методики ведения этого бизнеса, а методика строится из собственных интеллектуальных наработок франчайзера. Если франшиза, это магазин по продаже обуви, то главной сутью ваших отношений должна быть методика по продажам, если это обучающие центры для детей, то обучающая программа, если химический завод, то технологии производства химикатов и т.д. Отсутствие прописанной методики главной деятельности должно вызвать у вас сомнения по отношению к франчайзинговому предложению. 

Юридическая сторона

С юридической стороны франчайзинговая деятельность в России регулируется договором коммерческой концессии (ДКК). ДКК предполагает передачу франчайзи комплекса исключительных прав франчайзера – товарный знак, коммерческая информация, ноу-хау и т.д. Срок его действия не менее 5 лет. Также, в некоторых компаниях, возможно оформление лицензионного договора, он включает использование одного объекта интеллектуальной собственности.

При заключении договора обратитесь к юристу и проведите аудит документа, на предмет выявления скрытых платежей, неоговоренных обязанности и т.д.

Смотреть каталог франшиз